В этот день перевели время на час назад
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Ранее применявшаяся только инженерами, теперь помогает малышам развивать творческие способности. ТРИЗ учит детей творческому, изобретательскому, нестандартному мышлению, которое поможет ребёнку быстро и успешно адаптироваться в современном мире.
ТРИЗ развивает системное мышление — это умение видеть конкретный предмет в целом, то есть во взаимосвязи с другими предметами его окружения. Это значит, что ребенок видит не просто цветок, а и место, где он растёт, из чего он состоит, что нужно для его жизни, и что он может дать природе и человеку. Такое умение дает возможность быть более гибким в своем мышлении.
ТРИЗ развивает мышление, нацеленное на результат и успех. Все задачи детьми легко решаются. Но ТРИЗ даёт возможность найти идеальное решение, потому что в его арсенале есть приемы и стратегии, которые помогают находить этот путь.
ТРИЗ развивает творческое мышление, которое умеет придумывать, создавать, находить, решать, искать, креативить, творить и рассуждать. В результате изучения ТРИЗ ребенок учится не просто воспроизводить свой опыт, но и применять его к новым и интересным идеям. Он может творчески подойти к любой задаче, как практической, так и учебной.
На занятиях по Теории Решения Изобретательских Задач дети с педагогом разбирают задачи из истории, сказок, придумывают сказки сами, фантазируют, играют. Занятия проходят всегда с интересом и детям они очень нравятся. А если детям нравится заниматься, то и усвоение новых знаний происходит легко и надолго.
В этот день перевели время на час назад
Понедельник. У мальчика прозвенел будильник, как обычно, в семь часов утра. Он его выключил и проспал еще час. Потом он встал, собрался, позавтракал и отправился в школу. Сборы и дорога до школы составляют один час. Он приехал вовремя на занятия, которые начинались в восемь часов утра. Как такое может быть?
Эта загадочная ситуация или открытая задача для взрослого человека, может быть, не составляет трудности. А вот для детей первого–второго классов начальной школы она оказалась не такой простой.
Как же поступили швейцарские айболиты? В шарики из рыбьей муки и жира закатали капсулы с вакциной и разбросали их на звериных тропах. Обладая тонким обонянием, лисы легко находили шарики и съедали их – вместе с лекарством. В Швейцарии таким способом с одного раза полностью искоренили бешенство среди диких животных.
Из диких зверей самая опасная – лисица, потому что переносит бешенство. Из-за этого лисиц до последнего времени безжалостно отстреливали. Наконец изобрели вакцину против бешенства. Достаточно съесть капсулу, чтобы не заболеть, но лисиц не заставишь ходить на прививки. Как решить проблему?
В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.
Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.
Фирма Reebok теперь правую кроссовку делает в Тайване, а левую — в Таиланде. Собираются в пары они лишь на месте продажи — в США. Различия в дизайне и качестве нет никакого. Так фирма Reebok свела на нет воровство на фабриках и диктует высокую цену своим дилерам, не боясь демпинга.
Кроссовки Reebok пользуются большой популярностью во всем мире. Особенно у воров. Фабрики американской фирмы в Тайване и Таиланде несли от этого значительные убытки. Мало того, что воровали обувь на фабриках, её вдобавок выбрасывали на рынок США по бросовым ценам. Конкурентоспособность фирмы снижалась. Как быть корпорации Reebok?
Нужно сделать на сваях зарубки, и к ним привязать толстые канаты, а к последним — бревна, с наступлением морозов канаты начнет поджимать льдом, отчего все сваи должны сами выскочить, если же они не выскочат, то весной их непременно выпрет со льдом.
В семнадцатом веке на реке Угре было создано множество плотин с водяными мельницами, приводящими в движение станки. В девятнадцатом веке фабрики оснастили паровыми машинами, а по реке решили пустить пароход.
Но как убрать сваи, вбитые в дно? Это древесные стволы из лиственницы – сибирского дерева, которое в воде не гниет, а становится все более прочным. И таких стволов, крепко затянутых в ил, в дно реки было вбито множество.
В классической педагогике формула содержания обучения — «делай как я» или «делай как я сказал». В развивающей педагогике мы ставим перед ребенком проблему и вместе с ним ищем решение.
Разработчики ТРИЗ активно публикуют информацию об этой методике. Для лучшего понимания предлагаем выдержки из статьи одного из авторов — Светланы Гин.
ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример: допустим, что в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать, как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.
Второй вариант — использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?
Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку — лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно,
используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.
В раннем обучении (дошкольный и младший школьный возраст) гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот — он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.
Для семейного чтения — «Задачи-сказки от кота Потряскина» автора Анатолия Гин.
Основы ТРИЗ для родителей можно найти в книге Шустермана М.Н. «Новые приключения Колобка», а также книгу для подростков Г. Альтова «Как стать изобретателем».