Заказать консультацию
Оставьте свои контактные данные и мы очень скоро перезвоним вам :)

О теории решения изобретательских задач

Что такое ТРИЗ и зачем он нужен детям?
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Ранее применявшаяся
только инженерами, теперь помогает малышам развивать творческие
способности. ТРИЗ учит детей творческому, изобретательскому, нестандартному
мышлению, которое поможет ребёнку быстро и успешно адаптироваться в
современном мире.

1. ТРИЗ развивает системное мышление — это умение видеть конкретный
предмет в целом, то есть во взаимосвязи с другими предметами его окружения.
Это значит, что ребенок видит не просто цветок, а и место, где он растёт, из чего он состоит, что нужно для его жизни, и что он может дать природе и человеку.
Такое умение дает возможность быть более гибким в своем мышлении.

2. ТРИЗ развивает мышление, нацеленное на результат и успех.
Все задачи детьми легко решаются. Но ТРИЗ даёт возможность найти
идеальное решение, потому что в его арсенале есть приемы и стратегии,
которые помогают находить этот путь.

3. ТРИЗ развивает творческое мышление, которое умеет придумывать,
создавать, находить, решать, искать, креативить, творить и рассуждать.
В результате изучения ТРИЗ ребенок учится не просто воспроизводить
свой опыт, но и применять его к новым и интересным идеям. Он может
творчески подойти к любой задаче, как практической, так и учебной.

На занятиях по Теории Решения Изобретательских Задач дети с
педагогом разбирают задачи из истории, сказок, придумывают сказки сами, фантазируют, играют.
Занятия проходят всегда с интересом и детям они очень нравятся.
А если детям нравится заниматься, то и усвоение новых знаний
происходит легко и надолго.
Чем ТРИЗ-педагогика отличается от классической педагогики?
В классической педагогике формула содержания обучения - «делай как я» или «делай как я сказал». В развивающей педагогике мы ставим перед ребенком проблему и вместе с ним ищем решение.
Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?
Разработчики ТРИЗ активно публикуют информацию об этой методике. Для лучшего понимания предлагаем выдержки из статьи одного из авторов - Светланы Гин.

"ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример: допустим, что в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать, как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.


Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?

Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно,
используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.


В раннем обучении (дошкольный и младший школьный возраст) гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот - он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение."

Какие книги вы бы посоветовали родителям, которые заинтересовались этой методикой?
Для семейного чтения - «Задачи-сказки от кота Потряскина» автора Анатолия Гин.
Основы ТРИЗ для родителей можно найти в книге Шустермана М.Н. «Новые приключения Колобка», а также книгу для подростков Г. Альтова «Как стать изобретателем».

Видео о ТРИЗ

Дети, которые занимаются ТРИЗ – сообразительные, умеют рассуждать, анализировать события, понимают противоречивость мира, изобретательны и самостоятельны.

Статьи о ТРИЗ

Проверено! Дети, которые посещали занятия ТРИЗ, успешнее и легче адаптируются к школе.

Примеры изобретательских задач

Попробуйте решить не подглядывая в ответы :)

Ответ
В этот день перевели время на час назад
Ответ
Как же поступили швейцарские айболиты? В шарики из рыбьей муки и жира закатали капсулы с вакциной и разбросали их на звериных тропах. Обладая тонким обонянием, лисы легко находили шарики и съедали их – вместе с лекарством. В Швейцарии таким способом с одного раза полностью искоренили бешенство среди диких животных.
Ответ
В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.
Ответ
Фирма Reebok теперь правую кроссовку делает в Тайване, а левую - в Таиланде. Собираются в пары они лишь на месте продажи - в США. Различия в дизайне и качестве нет никакого. Так фирма Reebok свела на нет воровство на фабриках и диктует высокую цену своим дилерам, не боясь демпинга.
Ответ
Нужно сделать на сваях зарубки, и к ним привязать толстые канаты, а к последним - бревна, с наступлением морозов канаты начнет поджимать льдом, отчего все сваи должны сами выскочить, если же они не выскочат, то весной их непременно выпрет со льдом.